+7 (727) 378 89 46
+7 (701) 721 10 83
+7 (777) 181 21 66

Мы в соцсетях:

Почему нельзя заставлять ребенка есть: истории из детства и советы психолога

24 июня 2019

Я из категории тех детей, которые, по словам любой бабушки, «совсем ничего не едят». Это устрашающее «совсем ничего» превращается в многочасовые уговоры в духе «ложечку за маму, ложечку за папу», и в конечном итоге вызывают стойкое отвращение к еде.

И ладно бы только бабушки, но ведь приблизительно то же самое происходит и у современных родителей, и в саду, а иногда даже в школе… Сейчас я могу с юмором вспоминать истории, связанные с моим кормлением, однако в детстве мне было совсем не до смеха. 

«Ешь, а то Мишка утонет»

Про Мишку-утопленника мне довелось услышать от четырех человек, из чего я делаю вывод, что эта страшилка была довольно популярной у советских родителей. И кто знает, возможно, кто-то произносит ее за столом до сих пор?

Ребенку дарят красивую тарелку, на дне которой изображен медвежонок или другой герой. Затем в эту тарелку наливают суп, и если ребенок капризничает, мама произносит сакраментальную фразу: «Ешь скорее, а то Мишка утонет».

Комментарий психолога Елены Найдиной. Возможно, эта фраза и кажется взрослым безобидной шуткой, но единственной нормальной мотивацией поесть для ребенка должно быть чувство голода. Задача родителей – научить его распознавать это чувство, не игнорировать его и вовремя останавливаться, когда оно проходит. Очевидно, история с тонущим Мишкой этому никак не способствует. Даже напротив – ребенок во время еды начинает нервничать, торопиться, учится запихивать в себя еду, не разбирая вкуса.

«Пока не доешь, не встанешь из-за стола»

Мама 6-летней Кати любила повторять: «Я столько готовила, так старалась, а ты ковыряешься в тарелке». Тогда папа авторитарно заявлял: «Пока тарелка не будет чистой, гулять не выпущу!» С этим обычно проблем не было – Катя незаметно распихивала котлетки по карманам и пулей вылетала на улицу.

Это продолжалось до тех пор, пока родители не заметили обман. Они стали следить за питанием дочери еще тщательнее. В итоге Катю довели сначала до истерики, потом до рвоты, и все завершилось посещением врача.

Комментарий психолога Елены Найдиной. Родителям важно понимать, что у ребенка формируется собственный вкус, возможно, сильно отличающийся от их собственного. А некоторые дети особо чувствительны даже не к вкусу, а к консистенции блюд. Вареный лук, хрящи в котлетах, комки в каше, пенка на молоке, скользкое, желеобразное и студенистое до определенного возраста будет вызывать у них стойкий рвотный рефлекс (не исключено, что и во взрослой жизни – тоже).

Бороться с этой ситуацией уговорами или ультиматумами бессмысленно. Постарайтесь изучать и мягко формировать вкусы ребенка, предлагать ему новые блюда не меньше десяти раз, но в разных формах. Так вы постепенно расширите рацион ребенка.

«Еще ложечку, а то не вырастешь»

«Не вырастешь» легко заменяется на все, что важно для ребенка: «не будешь сильным, не сможешь играть в футбол, не победишь на соревнованиях, не станешь космонавтом» (нужное подчеркнуть). Я-то, конечно, выросла, хотя в детстве действительно была худой и мелкой. Правда, подозреваю, что мой рост – «заслуга» генетики, а не насильно скормленного творожка.

Комментарий диетолога Елены Лыковой. Размеры порций не могут быть одинаковыми для разных детей. Они должны зависеть от возраста, веса, телосложения, уровня физической и психоэмоциональной активности ребенка, состояния его здоровья на данный момент. Если вам кажется, что ребенок недоедает, обратитесь к диетологу.

Показываем пиццу, а даем брокколи

А эта чудная идея появилась не так давно: ребенку показывают один продукт (тот, который он любит), но в последний момент меняют его на другой.

Комментарий психолога Елены Найдиной. Довольно небезобидное развлечение: малыш познает мир – через зрение, на слух, на ощупь, на вкус. Когда то, что он видит, не совпадает с тем, что он получает в реальности, это однозначно не ведет к здоровым пищевым привычкам и не развивает доверительные отношения с родителями. 

5 правил для родителей «нехочухи»

Трудно дать универсальный совет, одинаково подходящий всем детям. Однако некоторые правила все-таки можно выделить.

1. Буквально с первого прикорма развивайте вкусовые интересы ребенка. Предлагайте ему самые разные продукты (в пределах возраста) не меньше 10 раз каждый. Постепенно начинайте варьировать консистенцию – от пюре к более крупным кусочкам (опять же, в пределах возрастных особенностей).

2. Вводя в рацион новый продукт, предлагайте ребенку просто попробовать и не заставляйте доедать до конца. Если ему не понравится, попробуйте в следующий раз приготовить продукт в сочетании с чем-то еще (например, в пюре из моркови можно добавить яблоко).

3. Никогда не ешьте перед телевизором, не выясняйте отношения и не обсуждайте проблемы за столом. Ешьте в спокойной и доброжелательной атмосфере.

4. Сами придерживайтесь приблизительно того же рациона, который предлагаете ребенку. Поверьте, накормить его брокколи, пока вы сами едите сосиски с макаронами, вряд ли получится.

5. И самое главное правило: никогда не заставляйте ребенка есть!

Источник: deti.mail.ru


Вернуться на уровень выше